Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Государственный комитет Республики Башкортостан по чрезвычайным ситуациям

Пожарный пароход и ледокол «Астрахань»

16.10.2017
33
Пожарный пароход «Астрахань», был построен в 1901 году в Финляндии. Он мог выполнять не только пожарные функции, но и другие: колоть лед, например, если это было необходимо. В том числе и спасать людей, попавших в чрезвычайные ситуации. В годы Великой Отечественной войны ему пришлось тушить большой пожар на Нефтебазе в Трусовском районе. Пожар произошел, когда туда попала фашистская бомба. В 1942 году немецкие самолеты долетали и до Астрахани, правда, серьезных бомбежек городу удалось избежать.
В 1898 году на речных и лесных пристанях участились пожары, виной тому были сезонные промыслы рабочих, которые проживали на баржах.
«Астрахань» появилась на свет, став спасительницей, как и многие другие пожарные корабли. Уникальность этого судна поражала всех: конструкторов - техническими способностями, горожан – нестандартным видом.
В мае 1902 года курсом на Астрахань шел пароход необычного вида: высокий корпус, вместо привычных гребных колес - винты, острый «нос» таранной формы, толстые трубы. Для Астрахани это был настоящий «иностранец», вот только имена у них совпадали. Разработчик проекта Алексей Иванович Одинцов мечтал совместить в корабле речное и морское судно, а так же ледокол. После долгих поисков нашлось предприятие, взявшееся реализовать данный проект – акционерная судоверфь в Гельсингфорсе (Хельсинки). Корпусу корабля придали особую форму для движения во льдах, два мощных пожарных насоса выбрасывали за борт на расстояние более 60 метров порядка 1200 тонн воды в час. Это был феноменальный результат, недоступный ни для одной береговой установки. Тем более для корабля.
В 1942 году немецкие бомбардировщики начали атаковать стратегически важные объекты города. Несколько бомб попало в нефтяные резервуары, находившиеся рядом с заводом им. Ленина. Неделю небо над городом покрывала сплошная черная пелена – горела нефть.
Пожарные корабли бросились на помощь и пропали. Почти неделю родственники членов экипажей ничего не знали о них. А в это время «Астрахань» и другие корабли тушили, не переставая, ровно неделю. Запас воды не прекращался, так как корабли брали ее прямо из реки. Так экипажи не допустили распространения пожара на остальные резервуары с нефтью.
А потом была Победа. На параде «Астрахань» шла первой, как главная заступница города. После войны «Астрахань» прослужили еще 20 лет. Это была действующая легенда, которую за старостью, а пароходу было 65 лет, решили списать.   
 
    
   

  • Пожарный пароход и ледокол «Астрахань»